Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Профессиональная ориентация

Профессиональная ориентация - это система педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодому человеку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях.
Профессиональная ориентация школьника, являющаяся составной частью педагогического процесса, решает одну из важнейших задач социализации личности - задачу ее профессионального самоопределения.
Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, получившее активного целеустремленного деятеля общественного производства, но, главное, - личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации. К сожалению, профессиональное самоопределение молодежи часто происходит стихийно, что выливается в текучесть кадров на производстве, в неустроенность судеб людей.
Этапы профессиональной ориентации школьников:
1.    Профессиональное просвещение - ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д.
2. Предварительная профессиональная диагностика - выявление профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений).
3. Профессиональная консультация помогает в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям школьника, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания. Профессиональная консультация выступает как центральное звено воздействия на процесс профессионального самоопределения школьника.
При анализе любой профессии выделяют в качестве основных ее признаков ПРЕДМЕТ ТРУДА, ОРУДИЯ ТРУДА, ЦЕЛЬ, УСЛОВИЯ ТРУДА. По их условным обозначениям можно записать формулу профессии из нескольких букв (см. таблицу). Эти буквы соответствуют профессии, ее классу, отделу и группе. Освоив систему, научившись применять ее, можно осознанно и правильно подойти к составлению формулы собственной профессии.
Классификаци-онный
признак
вид и характер труда
Предмет труда
(типы профессий)
Т
человек-техника
П
человек-природа
Ч
человек-человек
З
человек-знаковая система
Х
человек-художест-
венный образ
Цель труда
(классы профессий)
Г
гностическая
(распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить)
Пр.
преобразующая
(преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, оказать влияние, обслужить)
И
изыскательская
(изобрести, придумать, найти новый способ решения)
Орудия труда
(группа профессий)
Р
ручные
(непосред-ственное выполне-ние функций)
М
механизиро-ванные
(управление машинами, механизмами)
А
автоматизиро-ванные
(управление станками, устройствами)
Ф
функциональ-ные
Условия труда
(группа профессий)
м
условия с повышен-ным уровнем моральной ответствен-ности
н
необычные условия труда
б
условия бытового типа
о
работа на открытом воздухе
 
Покажем на примере возможности использования данной таблицы.
Формула профессии токаря - Т Пр М б (по предмету труда эта профессия относится к типу «человек-техника»; по цели труда - к классу преобразующих профессий; по средствам труда - к отделу профессий, где используют машины; по условиям труда - к группе специалистов, работающих в бытовых условиях).
Для того, чтобы правильно выбрать свою будущую профессию, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. С этой целью учащимся предлагается для размышления и анализа следующая таблица:
 
 
Типы, классы, отделы и группы профессий
Требования профессии к человеку
Профессии типа
«человек - техника»
Т
Точность, определенность действий работника. Высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты.
 
Профессии типа «человек - человек»
Ч
 
Умение устанавливать и поддерживать контакты между людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях. Устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; спо­собность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей; умение находить общий язык с разными людьми, терпение.
Профессии типа «человек - природа»
П
 
Любовь к природе, но не созерцательная, а деятельная, связанная с познаниями законов природы и применением их. Быть готовым к непредвиденным событиям. Способность держать в уме множество сведений. Дальновидность. Инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Творческое мышление.
Профессии типа
«человек - знаковая
система»
3
 
Уметь абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками. Представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Развитое абстрактное мышление и воссоздающее воображение. Сосредоточенность; устойчивость внимания; усидчивость.
Профессии типа
«человек -
художественный образ»
X
Наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление. Трудолюбие. Реалистический уровень притязаний на общественное признание. Целеустремленность.
 
ДЕЛЕНИЕПРОФЕССИЙНАГРУППЫПОЦЕЛИТРУДА
Гностические профессии
Г
 
Выраженная познавательная активность. Наблюдательность (достаточно большой объем внима­ния). Устойчивость внимания. Высокая работоспособность, малая утомляемость соответствующих органов чувств. Твердость позиции. Принципиальность в выводах.
Преобразующие
профессии
Пр
 
Склонность к практическому влиянию на окружающую среду. Интерес к процессу труда и его результату. Высокая активность и работоспособность.
Изыскательские профессии
И
 
Интерес к новому. Творческое мышление и воображение, способность легко отказываться от привычного хода мысли, искать новые варианты решении проблем.
 
КЛАССИФИКАЦИЯПРОФЕССИЙПООРУДИЯМТРУДА
Профессии, связанные с ручными орудиями труда
Р
 
Координированность движений (точная дозировка их по силе, расстояниям и направлению усилий). Высокоразвитая мышечно-суставная чувствительность. Развитое наглядно-действенное практическое мышление. Особый интерес к самому процессу труда, а не только к результату работы.
Профессии, связанные с использованием машин
М
 
Координированность движений. Быстрота реакции и предусмотрительность. Готовность к экстренным действиям, сочетающаяся со спокойствием и уравновешенностью. Практическое техническое мышление.
Профессии, связанные с использованием функциональных орудий труда
 Ф
Способность удерживать в уме множество правил, сведений, умение оперировать ими. Высокоразвитая способность самоконтроля и самоуправления.
 
Профессии, связанные с
работой в экстремальных условиях
он
 
Работа в помещениях с микроклиматом, близким к бытовым нормам, никаких особых требований к здоровью человека не предъявляет. Те же, кто работает на открытом воздухе (о) или в необычных условиях (н), например, под водой, должны отличаться особой выносливостью, крепким здоровьем.
 
Типичные ошибки при выборе профессии:
1. Ориентация сразу на профессии высшей квалификации (ученый, дипломат, летчик-испытатель, организатор производства).
2. Пренебрежение к некоторым важным для хозяйства страны профессиям.
3. Отсутствие собственного решения в выборе профессии под влиянием некомпетентных лиц.
4. Перенесение отношения к человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.
5. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
6. Отождествление учебного предмета с профессией.
7. Неумение разобраться, оценить свои способности и мотивы выбора профессии.
Условия правильного профессионального самоопределения:
1.Знания о профессиях.
2. Знания о себе.
3. Самовоспитание - путь к профессионализму.
4. Активная разнообразная деятельность - путь развития способностей.
ИТАК, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ПРОФЕССИЯХ
Во всех профессиях определяется ПРЕДМЕТ ТРУДА.
Поэтому профессии делятся на типы: человек - природа, человек - техника, человек - человек, человек - знаковая система, человек - художественный образ.
Профессии различаются по цели (ведущего, определяющего мотива):
а)      с гностической целью,
б)      с преобразующей целью,
в)      с изыскательной целью.
Следует знать также ведущие ОРУДИЯ ТРУДА (вещественные или функциональные).
Следует учитывать УСЛОВИЯ ТРУДА.
ЧТО НУЖНО
ЗНАТЬ О
СЕБЕ
Интересы.
Склонности.
Способности.
Уровень притязаний на общественное признание.
Степень профессиональной пригодности на данном этапе.
Информация
Интересы - побуждения познавательного характера.
Склонность - побуждения заниматься какой-либо деятельностью с целью преобразования, изменения (связаны с интересами).
Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями наиболее продуктивного осуществления деятельности (интеллектуальные, художественные, творческие, инструментальные, коммуникативные, организаторские и др.).
Профессиональная пригодность - совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии.
НА ВАШУ КНИЖНУЮ ПОЛКУ
1.Климов ЕЛ. Как выбирать профессию. - М, 1990.
2. Климов ЕЛ. Психолого-педагогические проблемы профессиональной
консультации. - М.: Знание, 1983.
3. Пенкрат Л.В. Мотивы выбора профессии. - Минск, 1986.
4. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьни­ков. - 1., 1989.
5. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М., 1991.
 
 

Разделы сайта